История храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе в Москве

История храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе г. Москва

https://www.litres.ru/static/bookimages/26/47/82/26478290.bin.dir/h/i_001.jpg

Церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра (Всех скорбящих Радость) находится на территории древней Ямской Коломенской слободы. В 1685 - 1722 гг. здесь была таможенная граница Москвы. Вдоль улицы была протянута цепь и возы «за цепью» продвигались для осмотра к таможне. Поэтому улицы, площади, вал, проезды и тупик получили название Зацепских. Старинное наименование современной Дубининской улицы - Коломенская Ямская было дано по Ямской гонной слободе.

В начале девяностых годов XX века были возвращены Православной Церкви два храма в честь святых мучеников Флора и Лавра, расположенные на дороге из Москвы в Каширу. Первый храм – в Москве, в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе). Второй на расстоянии одного «ямского гона» - в селе Старый Ям. В Кашире,на месте следующей после Старого Яма ямской станции, находится храм (1776 года) в честь святых братьев Флора и Лавра, который не закрывался даже в самые трудные для Русской Церкви времена.

Велико было значение Каширской дороги для Русского государства в IV-IVI веках, т.к. Кашира, Коломна и город Серпухов были главными городами-крепостями линии обороны южных границ Русской земли.

Благословение на битву с Мамаем святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского 18 августа (31 августа по новому стилю), в день памяти святых мучеников Флора и Лавра. После победы на Куликовом поле эта дата навсегда осталась в памяти русских людей.

Именно тогда русские люди стали почитать святых мучеников Флора и Лавра как заступников Руси. Возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы выразилось в создании особой иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил изображен вручающим святым Флору и Лавру уздечки, по-военному оседланных коней. В образе «Чудо о Флоре и Лавре» Русь видела благословение своего воинского служения. Три храма, поставленных в честь святых мучеников Флора и Лавра на древнем конном пути к границам Русской земли, продолжают свое служение.

История храма свв. Мчч. Флора и Лавра на Зацепе тесно связана с древней Ямской Коломенской слободой, раскинувшейся на территории от Зацепского вала до Даниловской слободы. В IVII веке в Московском государстве была создана почтовая служба – «ямская гоньба». По главным дорогам государства на точно отмеренных расстояниях были устроены ямские станции которые заселялись ямщиками, обязанными перевозить почту на своих лошадях. Жили ямщики слободами.

С конем у ямщика были особенные отношения. Конь был кормильцем, помощником, защитником и другом. Конь мог выручить в опасности, помочь заработать пропитание семейству, без коня невозможен был земледельческий труд. В Москве было немало конских рынков, где можно было приобрести лошадей, разнообразную упряжь и корма для скота. На Зацепе еще в IV веке был обширный луг, куда пригоняли на продажу табуны. Отсюда начинался Каширский тракт (современное Каширское шоссе), который вел из столицы к южным землям Руси.

Эта местность Замоскворечья приобрели особое значение в середине 16 века, когда царь Иван Грозный восстановил Данилов монастырь. Здесь царем Борисом Годуновым была основана Коломенская слобода ямщиков. Местность на западе слободы была сильно заболочена, а с востока по линии нынешней Павелецкой железной дороги тянулась старица Москвы-реки.

Ямщики Коломенской слободы, почитавшие и любившие скорых помощников в сельских трудах и покровителей домашнего скота святых Флора и Лавра, выстроили для себя приходскую церковь имени этих Божиих угодников. Вот что писал о жизни слобожан московский старожил – писатель Н. Д. Телешов: «…На Зацепе, на просторной площади стоял большой храм имени Флора и Лавра, которым приписывалось покровительство над конями. И вот ежегодно, в половине августа вся эта большая площадь перед церковью заполнялась сотнями лошадей. Большинство парадно украшены тряпичными цветами в гривах, яркими лентами, вплетенными в хвосты. Их держат под узды нарядные конюхи и кучеры в ожидании молебна, который совершался торжественно на площади по окончании праздничной обедни…». Это просиходило повсюду на Руси. Животных водили для купания к водоемам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым угодникам Флору и Лавру. После молебна, тут же перед церковью, лошадей окропляли святой водой. Святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.

Деревянная церковь в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе) документально известна с 1625 года. Но также известно, что церковь существовала до Романовых, поскольку получала ругу, и издревле именовалась «Флора и Лавра в Ямской слободе». С 1628 года главный престол храма был некоторое время посвящен святым апостолам Петру и Павлу. В 1727 году существовал придел во имя святителя Николая. Позже главным стал престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а Никольский придел был упразднен.

В 1738 году церковь сгорела. 24 октября 1739 году «священник Сергий Иванов с прихожанами» получили разрешение «вместо згоревшей построить вновь церковь с приделом означенным». В сентябре 1745 года церковь была вновь построена, и освящен придел во имя святых апостолов Петра и Павла.

К началу XIX века в приходе церкви Ямской Коломенской слободы, кроме ямщиков проживали разного звания люди: дворяне, военные, купцы, мещане и крестьяне. В конце XVIII века на улицах и переулках Замоскворечья появляется много деревянных дворянских домиков в один этаж, с мезонинами, активно застраиваются ближайшие к Земляному городу свободные пространства. Между Большой Серпуховской и Коломенской Ямской (ныне Дубининской) улицами, бывшее здесь в конце XVIII века «ямское поле» застроилось целыми кварталами домов. Часть этих домиков сохранилась до настоящего времени.

8 апреля 1829 года священник с прихожанами обратились в Московскую Духовную Консисторию с просьбой «дозволить Скорбященскую, в Ямской Коломенской слободе, церковь, по причине ея ветхости, соорудить вновь каменною, с прибавлением с северной стороны в трапезе придела во имя святых мучеников Флора и Лавра». Однако, Комиссия для строений в Москве не одобрила тогда предоставленного плана и разрешение от Консистории получено не было.

31 июля 1833 года Скорбященской церкви, что в Ямской Коломенской слободе священник Алексей Иванов с причтом и прихожанами обратились к высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому с особым прошением. Они просили о дозволении соорудить вновь каменное церковное здание вместо настоящей, приходящей в ветхость приходской церкви. При прошении владыке был представлен план архитектора, академика Шестакова. На плане значилось предполагаемое церковное здание с прибавлением в трапезе, с северной стороны придела во имя святых мучеников Флора и Лавра. На осуществление строительства нового здания храма планировалось потратить, собранную, хранящуюся в Сохранной Казне сумму в 22405 рублей, «которая значительно должна быть, по сие время, умножена процентами».

В сентябре из Комиссии для строений был получен ответ, в котором говорилось, что постройку церкви дозволяется. 12 ноября 1833 года было решено выдать просителям из Консистории храмозданную грамоту.

В 1839 году новое здание храма было построено. В нем были устроены, ныне существующие престолы: главный – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и приделы – во имя свв. апп. Петра и Павла и свв. мчч. Флора и Лавра.

В дальнейшем были предприняты частичные переделки и доработки, построенного в 1839 году здания храма. В 1861 году был разобран главный четверик храма, а в 1862 году – построена и освящена нынешняя главная церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. В 1909 году к храму добавлены западные пристройки.

С 1872 по 1888 годы в храме служил протоиерей Василий Павлович Зверинский, пользовавшийся большой любовью своих прихожан и московского духовенства. При отце Василии трапезная и колокольня были выстроены в стиле ампир и получили тот вид, который имеют сегодня.

В 1892 году в памяти 500-летия блаженной кончины прп. Сергия Радонежского, при храме была открыта церковно-приходская школа. Эта школа была единственной в округе, и несла функции по начальному образованию детей обширного района Замоскворечья, выходящего далеко за пределы границ церковного прихода Скорбященского храма.

Поскольку храм находится на окраине Москвы, ему принадлежало обширное землевладение (такое, какие бывали при сельских храмах). Храм владел 1 десятиной 1486 квадратными саженями с половиною (что составляет более 1 гектара) церковной усадебной земли.

В 1908 году производился наружный ремонт храма. Внутри храма были отреставрированы иконостасы и стенная живопись. Главы на колокольне и церкви были заново позолочены. После ремонта храм был вновь освящен.

В 1917 году по всей России стали закрывать и уничтожать храмы и монастыри. В 1922 году началось изъятие церковных ценностей. Древние иконы, драгоценные оклады, церковная утварь конфисковывалась из закрывающихся храмов.

В 1922 году Коломенская Ямская улица была переименована в Дубининскую ( по имени большевика К.И. Дубинина).

С 1924 года в храм сносили утварь, иконы и святыни с закрывающихся Московских церквей, в том числе и из взорванного храма Христа Спасителя. В 1937 году арестован и расстрелян настоятель храма Николай Виноградов и до середины 1938 года службы в храме проходят лишь эпизодически. Во второй половине 1938 года храм официально закрыт и здание передано под цех фабрики металлографических и граверных работ, возводятся перегородки и три межэтажных перекрытия, настенные росписи закрашены и частично уничтожены. Разобрана главка над основным объемом церкви. В 1957 году снесены верхние ярусы колокольни.

В 1957 году измельченный красный кирпич верхнего яруса колокольни храма был использован для посыпания дорожек по подготовке Москвы к празднованию Фестиваля молодежи и студентов.

С 1960 года здание храма признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, однако продолжает использоваться под производственные цели. В 1978 году начинаются исследовательские и проектные работы по реставрации храма. К 1985 году создан проект восстановления колокольни и главки, однако воплощены эти работы в то время не были.

Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов.

На Пасху 6 апреля 1991 года состоялось первое богослужение. Окончательно производство было остановлено только к августу того же года из-за нарушения экологических и пожарных норм. Территория вокруг храма была очищена от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра было снято около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

К 1997 году были восстановлены барабан и глава над куполом церкви и верхние яруса колокольни, проведены и другие реставрационные работы. Воссоздана колокольня с главой. До разрушения на колокольне храма размещался колокол весом 13 тонн. Сейчас самый большой колокол весит 5,3 тонны. Фасады храма украсили мозаичными иконами.

С 2015 года в храме ведутся настенные росписи. В главном приделе « Всех скорбящих радость» и в пределе свв. мучч. Флора и Лавра настенные росписи уже завершены.

 

 

^